Мир готики |
|
|
Сумеречное искусство Виктории Франсез
Среди художников готического направления она – самая популярная. На её картинах – интерьеры старинных замков, мрачные улочки средневековых городов, тёмные леса, чёрные озёра и заброшенные кладбища. На полотнах всегда царят сумерки, бледные призраки играют на скрипках, из воды поднимаются русалки в венках из кувшинок, а элегантные вампиры смеются окровавленными ртами или плачут кровавыми слезами... В зависимости от настроения – их или самой художницы.
|
|
|
Тёмные видения
Во всём мире созданы сотни сообществ фанатов творчества Виктории. Вы не найдёте ни одного готического сайта, на котором не было бы галереи с её рисунками. Её альбомы расходятся огромными тиражами. Помимо альбомов были выпущены наборы открыток, календари, закладки, плакаты с репродукциями её картин. Пожалуй, Виктория Франсез – самая популярная из современных испанских художников.
Серьёзные живописцы её не признают, но Викторию это не волнует. Главное – её признают те, для кого она рисует. Люди одной с ней крови. Люди, способные разделить её мрачные фантазии.
Когда Франсез спрашивают, откуда она берёт свои сюжеты, и почему она выбрала в качестве основной темы для творчества сплошные мистические ужасы, она не всегда находит что ответить. Вернее, как ответить, чтобы журналисты поняли. Ведь сюжеты приходят к ней сами.
Виктория видит всех этих призраков, вампиров, русалок. Видит – и рисует то, что видит. Нет, она не страдает галлюцинациями. Просто у неё очень живое воображение, позволяющее материализовать фантастические образы в любой момент: на прогулке по лесу или на экскурсии по Венеции.
А почему она выбрала такую тему? Потому, что с раннего детства ничто другое её не интересует…
Мрачная аристократка
Виктория – девочка из хорошей семьи, не то чисто аристократической, не то полуаристократической (кажется, родители болезненно относятся к вопросу о благородстве крови, и дочь в интервью деликатно обходит этот вопрос). Она родилась 25 октября 1982 года. Выросла в семейной усадьбе в Галисии, на севере Испании.
Это был настоящий старинный дом, со множеством холодных коридоров, тёмных лестниц и угрюмых подвалов. В подвалах хранили вино и продукты, но Виктория фантазировала об узниках, которые, возможно, томились там в старые времена... И о том, что их призраки до сих пор скользят по коридорам и порхают по лестницам.
Виктория часами гуляла по окрестным (совершенно безопасным!) лесам, воображая себе встречу с волчьим пастырем, который, конечно же, окажется мрачным красавцем, окружённым верными ему волками. Она сидела на берегу пруда и любовалась кувшинками, которые казались ей похожими на короны на головах русалок. А больше всего любила посещать кладбище, где имелись склепы семьи Франсез и каменные ангелы скорбно склонялись над местом последнего упокоения многих поколений предков Виктории. В летнюю жару девочка едва ли не ежедневно приходила на кладбище с книжкой, чтобы посидеть в тишине, в тени, почитать и помечтать.
В домашней библиотеке Виктория выбирала произведения Эдгара По и Брэма Стокера, а когда стала постарше – Гете и Бодлера. Эти авторы до сих пор являются её любимыми, только к ним теперь добавились романы о вампирах Энн Райс и Барбары Хэмбли.
Три её самых любимых фильма, которые Виктория увидела в детстве и с тех пор может пересматривать бесконечно – это "Дракула Брэма Стокера" режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, "Интервью с вампиром" Нила Джордана и "Эдвард Руки-Ножницы" Тима Бертона: мрачная эстетика этих кинокартин, трагические сюжеты и эмоциональное напряжение близки её собственному искусству.
Путь художницы
Рисовала Виктория с самого раннего детства. И всегда – что-то мистическое и мрачное. На официальном вебсайте victoriafrances.es можно полюбоваться ранним творчеством жудожницы. На ведьм и летучих мышей, которых Виктория рисовала цветными карандашами в восемь лет. На чёрно-белые комиксы про вампиров, которые Виктория придумывала в двенадцать. А её работы юношеского периода уже очень похожи на те, которые прославили иллюстратора Викторию Франсез на весь мир.
Конечно, Виктории повезло с родителями. Они серьёзно отнеслись к её увлечению живописью. И имели средства на то, чтобы помочь её развить художественный вкус. Викторию возили по всей Европе: Лондон, Париж, Флоренция, Венеция, Рим, Верона, Генуя, Вена… Величайшие города, самые знаменитые музеи.
Виктория начала разбираться в живописи и поняла, что её любимые художники относятся к Братству прерафаэлитов: Данте Габриэль Россетти, Джон Милле, Уильям Моррис, Джон Уотерхаус. Они отдавали предпочтение мифологическим или трагическим сюжетам, рисовали только красивых людей и подробно прорабатывали детали. Виктория хотела научиться рисовать так же. И когда она окончила школу, то не мучилась с выбором учебного заведения, а целенаправленно поступила на факультет изящных искусств в Политехнический университет Валенсии.
|
|
|
Автопортрет в гробу
Во время учёбы Виктория подрабатывала иллюстратором: рисовала обложки для готических романов. Её рисунки заметили, и первый самостоятельный альбом Виктории, "Favole", посвящённый мистическим образам Италии, вышел 23 апреля 2003 года, когда художнице ещё не исполнилось двадцати одного года, и она ещё не окончила учёбу. К двадцати четырём годам у Виктории Франсез было три альбома и всемирная популярность. Её издавали в США и в Японии.
Но Виктория не желала почивать на лаврах и следовать по так удачно проторенной дорожке. На её новых картинах вместо бледных и прекрасных мистических созданий появились искалеченные марионетки, зловещие куклы викторианской эпохи, кровожадные венецианские маски, покрытые шрамами ангелы или уродцы из странствующего цирка. Виктория всё ещё продолжает искать... Нет, не свой почерк в искусстве, его она обрела ещё в юности. Виктория ищет новые образы. Новые лики ужаса, страдания и... красоты.
Разумеется, Виктория Франсез принадлежит к готической субкультуре не только в своём творчестве, но и в жизни. Одевается она то в классические готические наряды, то в стиле стимпанка. Виктория красива и любит позировать в странных нарядах. И в окружении своих не менее странных друзей. Хотя живым друзьям Виктория всё-таки предпочитает общество вымышленных и час то фотографируется на фоне своих картин, так что можно заметить внешнее сходство между художницей и её героинями. Она не боится рисовать себя в образе покойницы, призрака или вампира. Автопортрет в гробу – для неё в порядке вещей.
Виктория вообще ничего не боится, а напротив – наслаждается любыми проявлениями мистического или ужасного. И немножко жалеет, что в реальном мире ничего подобного ей не найти.
"Проклятые картины"
Некоторые художники обладают странным даром, который позволяет им писать картины, будоражащие душу... Может, это какое-то проклятие? В литературе встречается множество описаний таких полотен, они также появляются в фильмах, комиксах и даже компьютерных играх.
Фикция?
Суеверные люди считают, что в доме, где находится репродукция картины Джованни Браголина "Плачущий мальчик", обязательно возникнет пожар. При этом репродукции известного полотна остаются целыми. Британские газеты буквально трубили о таких историях в 80-х годах ХХ века.
С той поры портреты этой серии стали вызывать сенсацию. Говорили, будто стоило чувствительному зрителю долгое время любоваться изображением, и человека неделями преследовали кошмары.
А иные люди жаловались, что от них отвернулась фортуна. Одни пытались сжечь эти полотна, другие диву давались, отчего те уцелели в огне. К счастью, ответ на этот вопрос нашёлся: большинство копий были покрыты специальным составом, предохраняющим краски и холст от воздействия высоких температур.
Другие проклятые полотна
Между тем в Америке ходили слухи о ещё одной картине: в 1972 году калифорниец Билл Стоунхэм написал отвратительный автопортрет "The Hands Resist Him" ("Руки противятся ему"). У изображённого на нём мальчика лицо взрослого человека – самого художника, а рядом стоит сломанная кукла. Позади, за стеклянными дверями, из темноты тянутся руки. Картина пропала после смерти первого владельца, затем нашлась на помойке и после долгих перипетий в 2000 году попала на аукцион в Интернете. Приобрёл её владелец галереи, скончавшийся год спустя. Вновь поднялась истерия: люди, видевшие в Интернете даже нечёткие снимки, были убеждены, что фигуры на картине движутся. У подметивших эту странность возникали нервные расстройства, люди с криком просыпались по ночам. На волне популярности Стоунхэм написал очередную картину "Resistance at the Threshold" ("Сопротивление у порога"), где изобразил того же самого мальчика, но уже в виде взрослого человека, а куклу разбил на куски. Картина, однако, не произвела такого эффекта, как первая. То ли техника художника была тому причиной, то ли слабая реклама, но... «Руки» сопровождались газетной шумихой и, подобно "Плачущему мальчику", стали легендой, а "Сопротивление" не обладало подобной силой воздействия и было лишь коммерческой попыткой художника использовать прежний замысел.
Душа художника
Может, именно в этом кроется загадка неприятных полотен? Может, единственной проклятой "душой" на полотне является душа самого художника, в момент создания картины избравшего именно такую, а не иную форму? Непреднамеренный эффект, передача с помощью кисти и красок того, что таилось где-то в глубинах рассудка, в подсознании? Ведь точно так поступил 200 лет назад Франсиско Гойя, проницательный наблюдатель окружающего мира: глухой, он написал "Чёрные картины" и "Дом умалишённых", которые и правда вызывают у зрителя беспокойные чувства.
|
|
|